Травяная жизнь: традиционная медицина приобретает современный вид в Иране
Иранцы издавна использовали традиционные средства для лечения всевозможных недугов: мяту болотную для успокоения, цикорий для очищения, майоран для поднятия настроения. Но быстрый рост традиционной медицины в последнее время привел к проблемам с регулированием.
Схахла тащит за собой чемодан на колесиках по мощеным улицам Стамбула. Внутри травы и растительные продукты, которые она привезла из Ирана для своей племянницы. Как только она приходит, она открывает чемодан и выдает им одну за другой: хну, чай, куркуму, корицу, травяные таблетки от гриппа и шампуни. Она извиняется за то, что не принесла пеннироял.
Шахла, которой немного за 60 и она живет в Тегеране, представляет собой энциклопедию традиционной медицины. «Я почти не использую химические лекарства от гриппа, вместо этого я пью сваренный мятлик болотный или огуречник», — говорит она. «Pennyroyal также является болеутоляющим средством. Если у вас перелом или синяк, вы можете смешать его с жареной мукой и маслом и втереть».
И это не только грипп. Шахла использует хну для укрепления корней волос и смешивает ее с йогуртом для приготовления маски для лица. Она говорит, что это также средство от запаха ног, поскольку оно убивает грибок. Она рекомендует настойку мяты при вздутии живота, но добавляет, что настойка шиповника лучше подходит женщинам после менопаузы, так как мята является гарми (повышает температуру тела) и поэтому не подходит женщинам, у которых бывают приливы.
Она просматривает свою память в поисках дополнительных советов. «Настойка цикория очищает печень, майоран — антидепрессант, куркума залечивает раны. После родов женщины должны пить качи , суп из порошка куркумы, муки, масла, сахара и воды — он лечит все внутренние язвы».

Шахла продолжает иранскую традицию медицины, насчитывающую несколько тысячелетий . В то время как западные культуры склонны рассматривать травы как «альтернативное» лечение, традиционная медицина сохраняет выдающийся статус в современном Иране: в большинстве домашних хозяйств есть полка для травяных эссенций, порошков и настоек.
Польза для здоровья от сочетания «теплых» и «холодных» ингредиентов является неотъемлемой частью иранской кухни. Приседание во дворе или на кухонном полу для приготовления свежих трав - это фольклорное женское времяпрепровождение; употребление трав ( сабзи хордан ) назначают и врачи, и бабушки для лечения всего, от болей в суставах до высокого уровня холестерина.

Иранцы не равнодушны к медицинским достижениям. Шахла вводит инсулин для лечения диабета. Но она сочетает его с настоем корицы, что является хорошим примером традиционной медицины, существующей наряду с современной медициной.
По данным Научно-исследовательского института лесов и пастбищ, входящего в состав министерства сельского хозяйства, в Иране насчитывается 8000 лекарственных растений, из которых 2000 произрастают исключительно внутри страны. Лучшие университеты, в том числе Тегеранский университет и Университет Шахида Бехешти , имеют специальные факультеты, посвященные традиционной медицине.

Это сосуществование было подорвано недавним внезапным ростом числа аттарисов , магазинов, торгующих лекарственными растениями, отчасти из-за роста стоимости импортных лекарств после финансовых санкций США, введенных в 2012 году.
По данным отдела натуральных средств государственного управления по контролю за продуктами и лекарствами, в течение этого года использование растительных лекарственных средств увеличилось на 13%, поскольку большинство растительных лекарственных средств производилось внутри страны. Дефицит лекарств, отпускаемых по рецепту, падение покупательной способности и всплеск безработицы создали благодатную среду для любительского аттариса.
«В наши дни люди лучше осведомлены об опасности химических препаратов и поэтому больше предпочитают лечение травами», — говорит Али Джавади, практикующий врач традиционной медицины. «За последнее десятилетие из-за санкций стоимость лечения выросла. Люди больше обращаются к лечению травами, которое не так дорого».
К ноябрю 2015 года министерство здравоохранения предупредило, что треть из 15 000 аттари не имеют лицензии. «К сожалению, некоторые люди, проработав в аттари несколько месяцев и прочитав несколько книг по лекарственным травам, открывают свои собственные аттари, не предпринимая юридических шагов», — говорит Хасан Бохараи, глава Мешхедского отделения Союза лекарственных растений, орган, ответственный за лицензирование attaris. «У нас есть люди, которые были водителями такси или владели обувными магазинами, но, поскольку они не могли сводить концы с концами, они открыли свои собственные аттари».
25-летний Хамед недавно унаследовал аттари в Мешхеде от своего отца, который занимался бизнесом 20 лет. Он обеспокоен состоянием торговли. «Теперь у нас есть два вида аттари», — говорит он. «Те, кто работает профессионально, и те, кто продает наркотики, в том числе метадон, трамадол, препараты для абортов и другие. Вторые растут как грибы и уничтожают эту профессию».
Чтобы получить лицензию, собственникам нужен диплом о среднем образовании. Затем они должны обратиться в местный союз лекарственных растений и записаться на годовую программу, чтобы узнать о травах, продажах и советах по здоровью. За курсом следует экзамен, проводимый сельскохозяйственной организацией, государственным органом.
Марьям, имеющая диплом инженера-агронома, открыла свой аттари в Мешхеде почти год назад. «Начальная стоимость составляет 5000–6000 долларов, — говорит она, — но, учитывая, что рынок труда падает, а люди теряют работу, вы можете зарабатывать относительно хорошо».
Во время обычной прогулки по рынку в Мешхеде через каждые 500 метров можно встретить аттари. В одном магазине полно рукописных заметок, информирующих покупателей о наличии в наличии средств от депрессии, ожирения, высокого кровяного давления, фригидности, рассеянного склероза и других заболеваний. Клиенты выходят вперед индивидуально, чтобы объяснить свои симптомы мужчине за 40 и его жене за прилавком.
Среди клиентов есть подросток с прыщами. «Он у меня уже два-три года, — говорит он. «Врачи говорят, что это из-за полового созревания, и мне нужно принимать лекарства и набраться терпения. Но я готовлюсь к вступительным экзаменам в университет, и у меня нет времени на врачей».
Продавец протягивает ему настойку и говорит выпить ее перед завтраком. Он также советует ему каждый день выпивать стакан барбарисового сока и избегать острой пищи. «Надеюсь, ваши прыщи исчезнут через два месяца», — добавляет он. «И никогда не гонитесь за врачами и химическими средствами. В отличие от растительных средств, химические имеют много побочных эффектов».
Бохараи не игнорирует эффективность фитотерапии, но считает, что она должна дополнять, а не заменять химические препараты. Он предупреждает, что лекарственные растения, назначенные по ошибке, могут нанести вред. «Побочные эффекты растительных лекарственных средств ограничены, но при неправильном использовании они могут вызвать проблемы», — говорит он. «Некоторое время назад нелицензированный аттари продал покупателю марену вместо корицы, что вызвало отравление. К счастью, проблема оказалась несерьезной, и клиент выздоровел через несколько дней. Мы закрыли это аттари.
Все аттари должны предъявить свою лицензию, продолжает он. «За последние несколько месяцев мы усилили наши проверки, чтобы убедиться, что аттари лицензированы».
Тем не менее, нелицензионные аттари продолжают появляться. «Они начинают свой бизнес и остаются незамеченными», — говорит Бохараи. «Мы действительно не можем отследить их, пока не будет жалобы». Возможно, самыми большими жертвами нелицензированных конкурентов являются признанные attaris, которые изо всех сил пытаются сохранить свою репутацию и клиентуру.
Аттари Хамеда не самый известный в Мешхеде, но он старый и пользуется большим доверием. На стене висит сертификат Союза лекарственных растений. Настойки, включая мяту, тмин, цикорий и фумарию, аккуратно разложены на полках. Травы, которые теряют свой запах на открытом воздухе, такие как шафран и кардамон, хранятся в закрытых контейнерах.
Хамед говорит, что его аттари пользуется доверием, потому что он никогда не продает поддельные или вызывающие привыкание наркотики. Он добавляет, что его опыт лечения травами также заставляет его советовать пациентам с серьезными заболеваниями обратиться к врачу. Помимо роста конкуренции, он жалуется, что клиенты иногда имеют нереалистичные ожидания.
«Люди, которые какое-то время принимали химические препараты, но не добились желаемых результатов, обращаются к препаратам растительного происхождения и ожидают, что их проблемы будут решены за короткий промежуток времени, но период заживления препаратов растительного происхождения дольше», — говорит он. «Как и другие товары в Иране, цены на травы также растут, но люди не хотят с этим мириться».
Тегеранское бюро — независимая медиа-организация, организованная Guardian. Свяжитесь с нами @тегеранбюро