Роза 'Князь Федор Голицын'.

Roses fragrant
Автор:
0


Роза 'Князь Федор Голицын'.
 Rose 'Prince Theodore Galitzine' (T, Ketten, 1898)







В истории селекции роз, этой «царицы цветов», можно найти множество имен, связанных с прославленным родом Голицыных. Однако лишь один представитель этой замечательной династии русских князей был удостоен такой чести — Фёдор Сергеевич Голицын.


Этот скромный человек не оставил заметного следа ни в сражениях, ни в предпринимательстве, ни на высоких государственных постах. Он просто жил своей жизнью, не привлекая внимания к громким политическим событиям и бурным свершениям.

В честь князя Ф.С. Голицына была названа чайная роза, известная как 'Prince Theodore Galitzine'. Её авторами стали знаменитые люксембургские садоводы — братья Кеттен. К сожалению, этот сорт не сохранился, но известно, что он отличался очень крупными, махровыми цветами желто-оранжевого цвета с сильным ароматом. Эта роза была создана в 1898 году с использованием сортов 'Madame Caro' и 'Georges Farber'.

Фёдор Сергеевич родился в августе 1850 года в имении Голицыных «Стара Весь», которое находилось в Царстве Польском. Его отец, князь Сергей Григорьевич Голицын, был известным общественным деятелем, писателем и меломаном. Он был дружен с многими талантливыми людьми первой половины XIX века, включая А.С. Пушкина, М.И. Глинку, А.А. Дельвига и П.А. Вяземского. Среди своих друзей и знакомых князь Сергей Григорьевич был известен под прозвищем «Фирс». Его мать, графиня Мария Езерская, была полькой.

У Фёдора Сергеевича было три сестры и два брата, самым известным из которых стал Лев Сергеевич Голицын — основатель винодельческих предприятий в Крыму. Его имя навсегда вошло в историю Российской империи, а его достижения стали предметом множества исторических исследований. Однако в тени славы своего знаменитого брата Фёдор Сергеевич остался почти незамеченным для историков.




Князь Федор Сергеевич Голицын. Ницца. Фото 1911 г.



Федор Сергеевич окончил Санкт-Петербургский университет (1871) со степенью кандидата естественных наук и сразу же начал службу в Государственной канцелярии. Через три года, в январе 1874-го, князь женился на Марии Дмитриевне Нарышкиной, младшей дочери полковника лейб-гвардии Кавалергардского полка, саратовского помещика Дмитрия Ивановича Нарышкина. К тому времени отца Марии уже не было в живых (умер в 1866 г.), и Мария в приданое от матери получила имение на берегу Волги в селе Черный Затон Хвалынского уезда Саратовской губернии. Вероятно, князь со своей будущей женой и познакомился в Саратове, поскольку он сам часто бывал в другом саратовском имении – в селе Зубриловка Балашовского уезда, имении своего деда, участника суворовских кампаний, генерала Сергея Федоровича Голицына (1748-1810).



Правый берег Волги у Черного Затона. Фото С.Буланова. 2008 г.



Таким образом, герой нашего очерка стал владельцем имения в Саратовской губернии.

Рядом с усадьбой Голицыных было имение старшей сестры Марии, Александры Дмитриевны. Она, выйдя замуж за графа О.Л.Медема, на своих землях основала хутор «Александрия» в 25 верстах от Хвалынска, где с 1878 года жила семья Медемов с четырьмя детьми. Поскольку у Голицыных своих детей не было, то Мария Голицына занималась с детьми своей сестры. Особую заботу она проявила в воспитании ее сына Александра Медема, впоследствии владельца усадьбы «Александрия». После 1917 года граф Александр Медем посвятил свою жизнь проповедованию духовных ценностей, за что в 2000 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был прославлен в лике святых новомучеников российских.



Мария Дмитриевна Голицына. Копенгаген. Фото 1919 г.





В 1879 году князь Фёдор Сергеевич Голицын был избран Хвалынским уездным предводителем дворянства, а затем стал гласным Саратовского уездного земства. Эти должности он занимал на протяжении трех трехлетий.




В то же время, живя в имении своей жены, Фёдор Сергеевич активно занимался изучением Саратовского края, уделяя особое внимание Хвалынскому уезду. Собрав обширный материал по истории, этнографии, народному быту и обычаям, он опубликовал статьи «Мордва в Хвалынском уезде Саратовской губернии» и «Набережный Увек» в научном «Саратовском сборнике» в 1881 году. Этот сборник издавался при губернском Статистическом комитете и был предназначен для описания края в различных аспектах: статистическом, археологическом, историческом и этнографическом. Фёдор Сергеевич активно участвовал в организации первых выпусков этого издания.




В 1884 году князь был назначен на службу в Министерство внутренних дел и переехал в Санкт-Петербург, но не потерял связи с Саратовом. Основанная в 1886 году Саратовская ученая архивная комиссия пригласила его стать одним из учредителей, а в 1900-м он был избран действительным членом Саратовского губернского Статистического комитета.




Вскоре после переезда Фёдор Сергеевич был направлен в Министерство земледелия и государственных имуществ, где занимал различные должности. Он писал статьи и выступал с докладами на темы организации сельского хозяйства, транспорта и кустарного производства.




В это время, в 1890-х годах, его брат Лев Сергеевич уже прославился как винодел в Новом Свете в Крыму, а в 1894-м началось строительство Массандровских подвалов. Старший брат, Григорий, был произведен в генералы от инфантерии, назначен членом Государственного совета и главноначальствующим Кавказской администрации.




К сожалению, Фёдор Сергеевич не получил должного внимания со стороны монарха. На фоне успехов своих братьев ему хотелось как-то проявить себя. И тогда ему пришла в голову идея заняться выращиванием роз.




Князь вспомнил о своих обширных владениях в Крыму, которыми владел его брат Лев Сергеевич, и о мягком климате Южного берега. Это навело его на мысль о возможности создания подобного хозяйства, но уже в области культуры роз.




В 1897 году Федор Сергеевич отправился в Люксембург, где посетил питомники всемирно известных садоводов братьев Кеттен. Он несколько месяцев трудился на плантациях роз в качестве обычного садового рабочего. Об этом эпизоде вспоминал внук Кеттена, Эви Фридрих.




В то время питомники Кеттенов занимали почти 100 гектаров, и основными направлениями их деятельности, помимо селекции, были размножение и продажа роз по всему миру. Работы было невероятно много. Днем князь Голицын трудился на участках по уходу за розами, а по вечерам изучал секреты селекции.




К сожалению, из этой затеи ничего не вышло, и творческая «командировка» Голицына в Люксембург не имела никаких последствий. Правда, появилась роза под названием 'Prince Theodore Galitzine'.




В последние годы перед революцией Федор Сергеевич занимал должности гофмейстера Высочайшего двора и сенатора 2-го департамента. После 1917 года семья эмигрировала сначала в Данию, а затем в Италию. Князь Федор Сергеевич Голицын скончался в 1920 году, а Мария Дмитриевна, его супруга, умерла во Флоренции в 1925 году.




Литература и источники:

1. Соколов В.П. Саратовская ученая архивная комиссия за 25 лет её существования (12 декабря 1886 года – 12 декабря 1911 года). Саратов, 1911.

2. Голицын Ф.С. Опыт вычисления стоимости провоза хлебных грузов в зерне из отдельных губерний к русским портам и к Кенигсбергу. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1895.

3. Голицын Ф.С. Кустарное дело в России. Исторический ход развития кустарного дела в России. Деятельность правительства, земств и частных лиц. СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1904.

4. Evy Friedrich. Rosen vom Limpertsberg // «Limpertsberg», № 18, 1985.

Отправить комментарий

0Комментарии

Отправить комментарий (0)

#buttons=(Ok, Go it!) #days=(20)

Our website uses cookies to enhance your experience. Check Now
Ok, Go it!